Сертификация продукции - РОСТАНДАРТ

+7 (495) 734-99-56

  8 (800) 250-99-56

Заказать звонок

+7 (495) 734-99-56

  8 (800) 250-99-56

Заказать звонок

Глава Росстандарта: надпись ГОСТ на этикетке не всегда гарантирует качество

Надпись «ГОСТ» ничего не гарантирует.

Елена Плотникова, «АиФ»: Алексей Владимирович, ГОСТам в советское время верили и до сих пор верят. По сути, они были гарантией качества. Вы согласны?

Алексей Абрамов: В СССР мы привыкли, что государство брало ответственность за качество продукции на себя. Стандарты были частью управления плановой экономикой. У нас сохранилась а­ббревиатура ГОСТ, но сегодня стандарты разрабатывает не только государство, но и сами специалисты той области, где этот стандарт будет применяться. Ссылка на ГОСТ - реальный инструмент повышения конкуренто­способности товара на рынке, и все это понимают.

- Потребителю бессмысленно выбирать, например, хлеб или макароны, ища ГОСТ на пачке?

- Стандарт, как и прежде, гарантирует качество продукта. Но это в случае, если обеспечено соответствие его требованиям. Если же нет, такая надпись ничего не гарантирует. К примеру, если написать на этикетке ГОСТ ИСО 9001, а потом сказать потребителю: «Наша продукция сделана по ГОСТу» - это игра на чувствах тех, кто ему верит. Ведь по факту ГОСТ ИСО 9001 - это стандарт организации управления предприятием и не соотносится с качественными характеристиками данного продукта. Бывает, когда на этикетке выводятся несуществующие номера стандартов. ГОСТов у нас в стране 32 682, включая ещё советские (для сравнения: в СССР было в 1,5 раза меньше - 18 279), из которых 2387 приходится на пищевую промышленность. Разве потребитель запомнит все эти тысячи стандартов?

- В СССР за нарушение стандартов качества наказывали.

- Нарушение стандарта тогда приравнивалось к нарушению законодательства. Наступала и административная, и уголовная ответственность - независимо от того, причинён ли ущерб по­требителям. Это не всегда было оправданно, и возвращаться к этому мы не собираемся.

- А ваше ведомство планирует отслеживать, по реальному Г­ОСТу сделан продукт или нет?

- Да, в начале года мы запустили проект «Национальная система сертификации». Пока он в пилотном режиме охватывает 7 регионов (Нижегород­ская, Кировская, Оренбургская, Волгоградская, Омская, Сверд­ловская обл. и Республика Крым). Проверим продукцию прямо с прилавков магазинов и разберёмся, понимают ли производители, что, если маркируют свою продукцию по ГОСТу, всё должно соответствовать его требованиям. Если злоупотребляют доверием потребителя - будут отвечать по закону. После апробации в 2018 г. развернём проект уже по всей стране. С 15 мая мы начали приём заявок производителей на участие в проекте.

Больше всего подделывают сливочное масло.

- Знаю, что вы делали свой «тест на качество». Какие продукты его не прошли?

- В 2015 г. мы проанализировали на соответствие стандартам разные виды продукции, в том числе промышленную, быто­вую. И даже качество электроэнергии. Наиболее фальсифицируемым продуктом питания было признано сливочное масло - 38% исследованной продукции содержало жиры немолочного происхождения. В «антирейтинг» молочной продукции попали: пломбир (каждый второй образец имел жиры немолочного происхождения), творог, сметана, молоко сгущённое (к несоответствующему жирно-кислотному составу добавились массовая доля белка и дрожжи). Фальсификатом было признано 12% мясной продукции, где в составе обнаружены недопустимые добавки (крахмал, соевый изолят). Требованиям безопасности по микробиологическим показателям не соответствовало 78% изделий общепита и 41% рыбных консервов и пресервов. 80% обследованной нами продукции признано безопасной и соответствующей требованиям технических регламентов.

- У нас есть ГОСТ на дорожные ямы. Что он регулирует?

- Это стандарт на требования к покрытию проезжей части. В каком случае и кто должен быть ответственным, если машина попала в ДТП из-за выбоины? Что считать ямой в асфальтовом покрытии? После зимы на дорогах много повреждений, которые нужно быстро устранять. Но с какого момента? Нужно понимать, когда выбоина должна быть заделана и кто в случае невыполнения работ будет нести ответственность. Эти и другие требования прописаны в ГОСТе. Сейчас отмечено, что длина ямы не должна превышать 15 см, ширина - 60 см, а глубина - 5 см.

Бензин «бодяжат» на каждой 7-й заправке.

- Росстандарт поразил автовладельцев проверкой: каждая 7-я заправка торгует некачест­венным бензином. Но Россия - в лидерах по добыче нефти!

- По нашим данным, в 2014-2015 гг. некачественным топливом торговала каждая 5-я заправка, в 2015-2016 гг. - каждая 8-я. Есть улучшения. По закону мы должны предупреждать предприятие о проверке за 3 суток. В 2015 г., выполняя поручение руководства страны, мы приходили на заправки внезапно. Помимо этого сейчас прорабатываются меры для стимулирования реализации только качественного топлива. Наши данные говорят, что почти нет заправок, торгующих лишь поддельным топливом. Как есть и те, кто работает с крупными нефтеперерабатывающими заводами (НПЗ), имеющими внутреннюю систему контроля качества на производстве.

- Тогда где его подделывают - на самой заправке?

- Там «бодяжат» редко. Чаще неликвид приходит уже с по­ставкой - либо его смешивают в нефтехранилищах, сливая хорошее и плохое топливо в один резервуар, либо на маленьких НПЗ. Такие заводы очень трудно проверить: они, как правило, работают нелегально. Попадаются лишь после того, когда на заправке, которая как раз закупает топливо у такого завода, у бензина сильно превышен уровень серы. Значит, топливо произведено на таких НПЗ. Крупные обычно проверяют уровень серы сами и не допускают превышения. Но бывает, что и сама заправка покупает, например, 92-й и 95-й бензин через «­серых» дилеров и смешивает их уже на месте.

- А после обнаружения неликвида заправку закрывают?

- Её штрафуют. Мы наказываем всех. Ведь заправка могла провести свою экспертизу продаваемого ею топлива. По закону мы можем оштрафовать заправку на сумму до 500 тыс. руб. Но в сравнении с оборотом бизнеса этого мало. По­этому мы предлагаем взимать с таких заправок 1% от годового оборота. Это эффективная мера, что признают и участники рынка.

- Как понять, что заправка нечиста на руку?

- Залит плохой бензин, если: увеличивается расход топлива, забрызганы свечи, расходятся показатели на панели колонки с объёмом топливного бака. Косвенный признак того, что бензин могут недолить, - отсутствие специальных пломб на колонке. Это может означать, что в систему измерения объёма топлива вмешались.

- Вы хотите создать ГОСТ о рейтинге заправок. Что это?

- Выявляя плохие, мы видим и хорошие заправки. Поэтому предполагаем вместе с Федерацией автовладельцев России присваивать заправкам звёздность по аналогии с гостиницами. Но делать это планируем, если АЗС сама захочет пройти проверку и получить «звезду». ГОСТ будет работать по аналогии с мишленовским рейтингом - так, чтобы звезду нужно было заслужить. Стандарт с критериями для АЗС будет утверждён в конце года.

 

Источник: Аргументы и факты

ЕСЛИ ВЫ ЗАИНТРЕСОВАНЫ ОФОРМИТЬ ДОКУМЕНТЫ

  • с минимальной затратой времени и сил
  • с учетом Ваших потребностей
  • качественно и в срок

обращайтесь к нам любым удобным для Вас способом:

Новости

Заказ обратного звонка

Перезвоним Вам в ближайшее время

/*inline-block;*/

Заказ обратного звонка

Заказ звонка отправлен успешно. Мы перезвоним в ближайшее время.

ВАМ НЕОБХОДИМО СЕРТИФИЦИРОВАТЬ ПРОДУКЦИЮ? БЕСПЛАТНАЯ КОНСУЛЬТАЦИЯ ДЛЯ ВАС